Есть две основные причины, почему мы делаем нетилат ядаим.
Первая причина
Во время сна человек непременно касается закрытых частей тела. Поэтому руки считаются физически и духовно нечистыми, из за чего человек не может молиться, произносить благословения или изучать Тору.
Вторая причина
Каждое утро мы считаемся новым созданиями, готовыми приступить к исполнению своей жизненной миссии. Поэтому мы моем руки, подобно коэну в Бейт ХаМикдаш, который мыл руки перед тем как приступить к служению.
Но важно учитывать, что мы произносим благословение на омовение "Аль Нетилат Ядаим" только тогда, когда применятся сразу обе причины! Когда применяется только одна причина - мы моем руки без брахи.
Например: если кто-то спит ночью в перчатках (например, из-за холода), то первая причина не применима, потому что руки не станут духовно нечистыми. Поэтому человек должен омыть руки без брахи.
Аналогично, если кто-то бодрствует всю ночь, мы не предполагаем, что его руки стали духовно нечистыми. Однако он все еще считается новым созданием, независимо от того, спал он или нет.
В обоих случаях (если человек спал в перчатках или бодрствовал всю ночь) он должен помыть руки, но не произносить благословение, так как применима только одна из причин.